Транспортные средства в первой мировой войне #005. Разрушение железных дорог и восстановительное строительство

Если для французского военного командования характерно широкое маневрирование войсками по рокадам, то немцы часто применяли, кроме того, переброски частей по сквозным железнодорожным магистралям с западного фронта на восточный и наоборот.


Общий технический прогресс позволил, в частности, более быстро производить восстановительные работы на разрушенных противником железнодорожных линиях. Это имело огромное значение для военного использования железнодорожного транспорта. При своем отступлении после пограничного сражения (1914 г.) французы и бельгийцы оставили после себя лишь слабо разрушенную железнодорожную сеть, что дало возможность германским армиям осуществить свое вторжение до р. Марны (свыше 200 км) за 10 дней. В дальнейшем разрушение путей сообщения получает, однако, все больший размах и выливается в 1918 г. в широко задуманные и методически выполненные мероприятия, охватывавшие целые группы армий. Таково было, например, опустошение, произведенное германскими армиями в марте 1917 г., при отходе к северу от р. Уазы на позиции Зигфрида. По этому поводу впоследствии Людендорф писал: «Главная квартира методически выбрила всю местность перед Зигфридовской позицией приблизительно на глубину 12 км. Эта мера имела результатом с тактической точки зрения затруднить противнику преследование, с точки же зрения стратегической — затруднить ему устроиться перед нашей позицией и, что особенно важно, воспрепятствовать ему надолго производить всяческую атаку на большом участке нашего фронта. Таким образом, главная квартира имела возможность оборонять этот участок в течение всего лета и большей части осени усталыми дивизиями, занимая широкие фронты и оставляя в своем распоряжении достаточные силы для других операций 1917 г.». Нет никакого сомнения в том, что разрушение путей сообщения и в первую очередь железнодорожных выступает здесь как составная часть оперативного плана.


Однако это вызвало к жизни разработку способов скоростного восстановительного строительства. Железнодорожная сеть получает способность, преодолевая разрушения, ползти за продвигающейся вперед армией. Даже в условиях таких широко осуществленных методических разрушений, какие были произведены немцами при их отступлении 27 сентября — 11 ноября 1918 г., когда в оставленной ими полосе местности оказались разрушенными 5600 км железнодорожных линий, 1600 мостов и путепроводов, 13 тоннелей, 590 железнодорожных станций, 150 водоемных зданий, 9000 км шоссе и т. д., уже в процессе наступления удалось возобновить движение по железнодорожным линиям на глубину половины оставленной немцами местности.


При всех своих огромных положительных качествах железнодорожная сеть страдает одним трудно устранимым недостатком: о ней отсутствует необходимая в полевых условиях гибкость. Как бы ни была развита и густа сеть железнодорожных линий, она не в состоянии обеспечить, как показал опыт, возникающие в процессе военных действий потребности в транспорте, а строительство новых железных дорог — дело затяжное и далеко не всегда может быть осуществлено в требуемые жесткие сроки. Кроме того, восстановление разрушенных линий отставало, как мы видели выше, от темпов наступательной операции. Выход был найден в прокладке узкоколейных дорог, дополнявших нормальную железнодорожную сеть и возмещавших этим недостающую гибкость ее начертаний. Зарегистрируйся на официальном сайте азарт плей и зарабатывай онлайн.