Роль общественной дискуссии в подготовке университетской реформы 1860-х гг.

Светлана Валерьевна Балабай, Александр Николаевич Донин, Борис Семенович Клементьев

Ссылка при цитировании


Балабай С. В., Донин А. Н., Клементьев Б. С. Роль общественной дискуссии в подготовке университетской реформы 1860-х гг. // Власть, 2019. Том. 27. № 6. C. 266-273. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6862.

Аннотация


В статье анализируются предпосылки успешной реформы системы высшего образования России в середине ХIХ в. В этот период впервые в истории России социально-педагогические проблемы стали предметом широкого общественного обсуждения. Ключевое значение для дискуссии имело определение назначения университетов, цели их деятельности. Именно данный аспект предстоящей реформы стал предметом жарких дискуссий представителей различных идейно-политических направлений. Доминирующим умонастроением российского образованного общества становилось осознание университетов как научно-образовательных и просветительских центров, способных принести пользу не только государству, но главным образом обществу. В результате реформы российские университеты становились важнейшим социальным институтом, определявшим направление поступательного движения всей образовательной системы страны, ее духовного состояния. Такая предварительная подготовка и обеспечила успех реформы XIX в. Именно ее не хватает современным реформаторам от образования.

Ключевые слова


университет; реформа; высшее образование; общественная мысль; либерализм; воспитание; педагогическая общественность

Полный текст:

PDF

Литература


Демидова Е.И. 2016. Рецензия на книгу «Грани российского образования». – Власть. Т. 24. № 12. С. 252-255.

Добролюбов Н.А. 1941. Полное собрание сочинений. В 6 т. М.: Художественная литература. Т. 5. 651 с.

Донин А.Н. 2003. Университетские реформы в России: общественная мысль и практика. Вторая половина XIX века. Саратов: Изд-во СГСЭУ. 256 с.

Замечания на проект общего устава императорских российских университетов. 1862. Ч. 2. СПб: Императорская Академия наук. 533 с.

Костомаров Н.И. 1861. Замечания о наших университетах. – С.-Петербургские ведомости. 26 октября. № 237.

Пирогов Н.И. 1953. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. 752 с.

Толстой Л.Н. 1989. Педагогические сочинения. М.: Педагогика. 542 с.

Чичерин Б.Н. 1862. Несколько современных вопросов. М.: Изд-во К. Солдатенкова. 265 с.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6862