Социальная структура шаманских сообществ современной Бурятии

Тимур Баторович Бадмацыренов, Санжида Александровна Дансарунова

Ссылка при цитировании


Бадмацыренов Т. Б., Дансарунова С. А. Социальная структура шаманских сообществ современной Бурятии // Власть, 2019. Том. 27. № 5. C. 111-117. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6728.

Аннотация


В статье авторы представляют исследование специфических религиозных профессиональных сообществ шаманов современной Бурятии. В настоящее время сложилось несколько их типов в соответствии с аутентичностью традиции и особенностями воспроизводства. Шаманисты верят, что шаманы получают сакральный дар-призвание через генеалогическое избранничество «удха» умершими предками-шаманами, а также в силу случайных мистических случаев. В настоящее время формируются новые практики обучения и индоктринации шаманов-неофитов, в т.ч. в рамках религиозной конверсии.

Ключевые слова


бурятский шаманизм; шаманские сообщества; традиции; религиозное возрождение; религиозная конверсия

Полный текст:

PDF

Литература


Абаева Л.Л. 2014. Семантика круга и традиционное мировоззрение народов Центральной Азии в контексте буддийской религиозной культуры. – Вестник Бурятского государственного университета. № 14(1). С. 114-119.

Бадмацыренов Т.Б., Дансарунова С.А. 2017. «Городской» шаманизм в современном Улан-Удэ. Улан-Удэ – Варшава: два города, два мира, общие проблемы и научно-исследовательские вызовы: монография. Варшава: Изд-во Варшавского университета. С. 209-227.

Базаров Б.Д. 2009. Таинства и практика шаманизма. Кн. 3. Человек во времени и пространстве. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 208 с.

Болхосоев С.Б. 2016: Избранничество: феномен шаманской наследственности удха у предбайкальских бурят. Улан-Удэ: ИПК ВСГИК. 247 с.

Дугаров Д.С. 1991. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М.: Наука. 300 с.

Зомонов М.Д. Зомонов Ж.М. 2013. Эзотеризм и анимизм как феномены шаманизма: монография. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. 227 с.

Лебедев С.Д. 2007. Религиозный ренессанс как социальная реальность: к демифологизации понятия. – Социологический журнал. № 2. C. 24-36.

Михайлов Т.М. 1980. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVII в.). Новосибирск: Наука. 320 с.

Михайлов Т.М. 1987. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука. 288 с.

Петри Б.Э. 2014. Старая вера бурятского народа. – Вселенная сибирского шамана. История. Легенды. Обряды. Иркутск: Репроцентр А1. 328 с.

Харитонова В.И. 2006. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука. 372 с.

Харитонова В.И., Свидерская Н.В., Мещерякова Е.А. 2004. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований. – Полевые исследования института этнологии и антропологии РАН. М.: Наука. 302 с.

Широкогоров С.М. 1922. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. – Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке. – Владивосток: Издательство и печать государственного Дальневосточного университета. С. 47-108.

Элиаде М. 2015. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект. 400 с.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6728