Потенциал и перспективы политической мобилизации в интернет-пространстве: обзор эмпирических исследований в мировом и российском контексте

Зарина Закиевна Кныжова, Иван Владимирович Суслов

Ссылка при цитировании


Кныжова З. З., Суслов И. В. Потенциал и перспективы политической мобилизации в интернет-пространстве: обзор эмпирических исследований в мировом и российском контексте // Власть, 2019. Том. 27. № 5. C. 59-66. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6720.

Аннотация


В статье рассматривается комплекс научных публикаций (преимущественно периода 2012–2018 гг.) на тему «Роль цифровых технологий в развитии протестной активности в России и мире». Статья позволяет получить представление о современных методах и источниках политологического изучения роли Интернета. Отмечается различие в научных подходах зарубежных и отечественных исследователей и влияние опыта российского оппозиционного движения 2011/2012 г. на научный дискурс Internet-study. Западные исследователи в основном сосредоточились на определении качественных отличий традиционных и новых медиа в контексте политических конфликтов в странах третьего мира. Российские ученые в период политической стабильности второй половины 2010-х рассматривают скрытые механизмы манипулирования, социализации и повышения гражданской сознательности в цифровом пространстве.

Ключевые слова


политический протест; новые медиа; цифровизация политики; политизация интернет-пространства; политическая активность

Полный текст:

PDF

Литература


Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. 2015. Влияние так называемых новых медиа на процесс политической идентификации. – Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. № 3(31). С. 33-41

Волков Д. 2012. Протестное движение в России в конце 2011 – 2012 гг.: истоки, динамика, результаты. М.: Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). 54 с.

Волков Д., Гончаров С. 2014. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет. М.: Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). 15 с.

Гапич А.Э., Лушников Д.А. 2014. Технологии цветных революций. М.: Инфра-М. 126 с.

Докука С.В. 2014. Коммуникация в социальных онлайн-сетях как фактор протестной мобилизации в России: автореф. дис. … к.соц.н. М. 27 с.

Драчева E., Щербак А. 2012. Политический интернет и гражданское общество на выборах 2011–2012 гг. – Публичная политика–2011: сборник статей (под ред. М. Горного, А. Сунгурова). СПб: Норма. С. 26-39.

Евгеньева Т.В., Губченко В.А. 2017. Психологические особенности формирования оппозиционной повестки в сети Интернет. ‑ Политическая наука. Спецвыпуск. С. 385-401.

Казимирчик Л.В. 2014. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики. – Теория и практика общественного развития. № 13. С. 123-125

Кольцова О.Ю., Киркиж Э.А. 2016. Влияние интернета на участие в протестах. – Полития. № 1. С. 90-110.

Малик Е.Н., Орлова В.Н. 2018. Направления оптимизации влияния новой медиасреды на политическую субъектность российской молодежи. – Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. История и право. Т. 8. № 4(29). С. 201-209.

Мельник Г.С. 2014. Новые (тактические) медиа как структурный компонент мобилизационных технологий. – Гуманитарный вектор. № 3(39). С. 130-135.

Мельникова Т.С. 2017. Роль цифровой социализации в процессе модернизации политической культуры современной России: постановка исследовательских задач. – Власть. Т. 25. № 7. С. 80-85.

Радина Н.К. 2018. Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 115-129.

Римский В.Л. 2013. Гражданское и политическое в социальных сетях рунета. – Политическая наука. № 1. С. 192-208.

Рябченко Н.А., Гнедаш А.А. 2014. Online и Offline социальные сети: к вопросу о математическом обосновании стохастической модели функционирования. – Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. № 3. С. 91-100.

Усманова З.Р. 2018. Основные направления кристаллизации социально-политических представлений российских граждан в интернет-сообществах. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 5. С. 42-51.

Филатова О.Г. 2014. Интернет-технологии политической мобилизации в современной России. – Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. № 4. С. 57-67.

Цирель С.В. 2012. Условия возникновения революционных ситуаций в арабских странах. – Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 года (под ред. А.В. Коротаева, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунова). М.: Либроком/URSS. С.162-174.

Baum M.A., Groeling Т. 2008. New Media and the Polarization of American Political Discourse. – Political Communication. Vol. 25. No. 4, September. P. 345-365.

Breuer A., Landman T., Farquhar D. 2015. Social Media and Protest Mobilization: Evidence from the Tunisian Revolution. – Democratization. Vol. 22. No. 4. P. 764-792.

Calderaro A. 2018. Social Media and Politics. – The SAGE Handbook of Political Sociology. P. 781-796.

Fuchs Ch. 2015. Culture and Economy in the Age of Social Media. N.Y.: Routledge. 424 p.

Gonzalez-Bailon S., Borge-Holthoefer J., Moreno Y. 2013. Broadcasters and Hidden Influentials in Online Protest Diffusion. – American Behavioral Scientist. Vol. 50. № 7. P. 943-965.

Himelboim I., McCreery S., Smith M. 2013. Birds of a Feather Tweet Together: Integrating Network and Content Analyses to Examine Cross‐Ideology Exposure on Twitter. – Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 18. Iss. 2. P. 154-174.

Lotan G., Graeff E., Ananny M., Gaffney D., Pearce Ia., Boyd D. 2011. The Revolutions Were Tweeted: Information Flows During the 2011 Tunisian and Egyptian Revolutions. – International Journal of Communication. No. 5. P. 1375-1406.

Morozov E. 2012. The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom. N.Y.: Public.Affairs. 448 p.

Rheingold H. 2002. Smart Mobs: The Next Social Revolution. Cambridge, MA: Perseus Publishing. 288 p.

Theocharis Y., Lowe W., Deth J., van. 2014. Using Twitter to Mobilise Protest Action: Transnational Online Mobilisation Patterns and Action Repertoires in the Occupy Wall Street, Indignados and Aganaktismenoi Movements. – Information, Communication and Society. Vol. 18. No. 2. P. 202-220.

Tufekci Z., Wilson Ch. 2012. Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observation from Tahrir Square. – Journal of Communication. Vol. 62. P. 363-379.

Valenzuela S., Arriagada A., Scherman A. 2012. The Social Media Basis of Youth Protest Behavior: The Case of Chile – Journal of Communication. Vol. 62. P. 299-314.

Wolfsfeld G., Segev E., Sheafer T. 2013. Social Media and the Arab Spring Politics Comes First. – International Journal of Press/Politics. Vol. 18. No. 2. P. 115-137.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6720