Образ США в контексте трансформации российской идентичности

Сергей Юрьевич Белоконев, Татьяна Васильевна Евгеньева, Заира Романовна Усманова

Ссылка при цитировании


Белоконев С. Ю., Евгеньева Т. В., Усманова З. Р. Образ США в контексте трансформации российской идентичности / // Власть, 2019. Том. 27. № 3. C. 20-28. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6397.

Аннотация


В статье анализируются результаты исследования, проведенного департаментом политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ по авторской методологии, разработанной кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В рамках исследования изучались особенности восприятия Соединенных Штатов Америки различными возрастными когортами российских граждан. При этом рассматривалась специфика влияния образа США, сложившегося в сознании россиян, на трансформацию российской национально-государственной идентичности. Результаты проведенного исследования подводят к следующим выводам. Во-первых, образы зарубежных государств, в особенности США, кристаллизующие представления о «значимом другом», являются системообразующими структурами политической картины мира россиян и помогают понять культурно-историческую специфику России и российской национально-государственной идентичности. Во-вторых, образы зарубежных стран, в т.ч. США, в сознании россиян формируются под определяющим влиянием общественно-политического дискурса. В то же время влияние долгосрочных социокультурных и поколенческих факторов на систему представлений о зарубежных странах менее выражено.

Ключевые слова


российская национально-государственная идентичность; образ США; образы «своих» и «чужих»; политическое восприятие; политическая коммуникация; общественно-политический дискурс

Полный текст:

PDF

Литература


Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. 2007. Образ «врага» как фактор формирования национальной идентичности современной российской молодежи. – Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 3. С. 83-92.

Клещина Н.Н. 2017. Метафоричность образа России в американских СМИ и образа США в российских СМИ прошлого и настоящего. – Власть. Т. 25. № 9. С. 32-36.

Путенихина А.В. 2015. Трансформация образа США в советской прессе в период окончания Второй мировой войны (1945–1949 гг.). – Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. № 2(9). С. 56-60.

Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России (под ред. Е.Б. Шестопал). 2015. М.: ИД «Аргамак-Медиа». 420 с.

Середа В.В. 2017. Образ США в современной российской прессе (на примере «Новой газеты»). – Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 6-2(72). С. 52-55.

Титов В.В. 2017. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. М.: Ваш формат. 181 с.

Шестопал Е.Б., Смулькина Н.В. 2018. Факторы восприятия постсоветских стран в современном обществе. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 26-44.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6397