Цугольский и Шэнэхэнский дацаны в сравнительном аспекте

Дарима Санжиевна Жамсуева, Оюунцэцэг Лувсан

Ссылка при цитировании


Жамсуева Д. С., Лувсан О. Цугольский и Шэнэхэнский дацаны в сравнительном аспекте / // Власть, 2018. Том. 26. № 9. C. 212-216. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i9.6182.

Аннотация


В статье проводится сравнительный анализ двух буддийских монастырей, один из которых (Цугольский в Забайкальском крае РФ) является исходным объектом для возведения бурятами-эмигрантами другого дацана – Шэнэхэнского в Автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Сопоставляются их архитектурные формы, внутреннее убранство, внешние составляющие этих комплексов, подчеркиваются преемственность традиции бурят и связь с материнской культурой в иноэтничной среде. При этом выявляются отдельные элементы, составляющие отличительные особенности каждого из них.

Ключевые слова


Цугольский дацан; Шэнэхэнский дацан; дацанские комплексы; архитектурные формы; внутреннее убранство; Цокчен-дуган

Полный текст:

PDF

Литература


Дневник вольнослушателя Санкт-Петербургского университета Базара Барадина по бурятским дацанам (1903–1904) (подг. к публ., пред., ком., указ. Д.С. Жамсуевой). 2013. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 237 с.

Кирилов Н. 1896. Дацаны в Забайкалье. Хабаровск: Зап. Приам. Имп. РГО. Т. 1. Вып. II. 133 с.

Ламаизм в Бурятии XVIII – начала ХХ вв. 1983. Новосибирск: Наука. 247 с.

Летописи хоринских бурят: хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова. 1940. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 107 с.

Согтын Жамса. Буряад-монголшуудай Шэнэхээн нютагай түүхэ [История бурят-монголов из Шэнэхэна]. 2017. Улаан-Үдэ: Бальжинимаев А.Б. 144 с.

Сэмжэд С.-Е. 2013. Шэнэхээн соелой ундарал [Истоки культуры шэнэхэнцев]. Улан-Удэ: НоваПринт. 192 с.




DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i9.6182