Культурные аспекты исторической памяти российских студентов

Виктор Иванович Филоненко, Людмила Александровна Штомпель, Олег Михайлович Штомпель, Александр Васильевич Понеделков

Ссылка при цитировании


Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М., Понеделков А. В. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов / // Власть, 2016. Том. 24. № 9. C. 155-163.

Аннотация


Историческая память рассматривается в качестве проекции культурной памяти, выходящей за рамки опыта отдельного индивида и воплощенной в различных текстах культуры. С этой точки зрения исследуется культурная грамотность российских студентов, содержание, каналы и формы трансляции которой меняются в транзитивном обществе. Сохранение исторической памяти дает возможность студенческой молодежи адекватно вписываться в мир общих для россиян ценностных предпочтений, идеалов, норм поведения и коммуницирования, что является важным фактором стабилизации социального порядка. Данные теоретические положения конкретизируются в ходе авторских социологических исследований историко-культурной компетентности студентов вузов Ростовской области, проведенных в 2014 и 2012, 2015 гг. В частности, зафиксирован ряд противоречий, которые свидетельствуют о недостатках в воспитании и обучении учащейся молодежи.

Ключевые слова


историческая и культурная память; культурная грамотность; студенчество; социальный порядок

Полный текст:

PDF

Литература


Ассман Я. 2004. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. 368 с.

Брега С.С. 2010. Воздействие нарративов на систему ценностей современного студенчества. – Социология образования. № 6. С. 90-96.

Бритвина И.Б. 2015. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 18-21.

Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (под общ. ред. Ю.Р. Вишневского). 2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.

Гарфинкель Г. 2007. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер. 335 с.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2009. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание. – Мониторинг общественного мнения. № 6. С. 5-36.

Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.

Историческая память: преемственность и трансформации: круглый стол. 2002. – Социс. Социологические исследования. № 8. С. 76-85.

Историческая память в массовом сознании российского общества (Результаты социологического мониторинга). 2003. – Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. № 2.

Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. 2014. Об историческом сознании современной студенческой молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 12. С. 89-96.

Семилет Т.К. 2004. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. Барнаул: Изд-во АГУ. 144 с.

Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография (под общ. ред. В.И. Филоненко; науч. ред. И.А. Гуськов). 2014. М.: Вузовская книга. 516 с.

Тощенко Ж.Т. 1998. Историческая память и социология. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 3-7.

Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография (под общ. ред. В.И. Филоненко). 2014. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 170 с.

Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А.С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. 2015. Великая Отечественная война в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография (под общей ред. В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С. Магранова). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 364 с.

Хальбвакс М. 2005. Коллективная и историческая память. – Неприкосновенный запас. № 2-3(40-41). С. 8-27.

Цветкова И.В. 2014. Поколенческие различия и динамика патриотических ценностей (на примере г. Тольятти). – Социс. Социологические исследования. № 3. С. 45-51.

Шюц А. 2004. Чужак. – Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. С. 533-549.

Hirsch E.D., Jr. 1988. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. NY: Knopf Doubleday Publishing Group. 272 p.