Психометрическая парадигма изучения риска: опыт использования «разделенного» дизайна анкеты в онлайн-исследовании

Мария Викторовна Бутынко, Кирилл Андреевич Гаврилов

Ссылка при цитировании


Бутынко М. В., Гаврилов К. А. Психометрическая парадигма изучения риска: опыт использования «разделенного» дизайна анкеты в онлайн-исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2019. № 48. C. 113-142.

Аннотация


В статье представлен опыт адаптации методики «психометрической парадигмы» в изучении восприятия риска (П. Словик, С. Лихтенштейн, Б. Фишхоф и др.) к ситуации онлайн-опроса с незначительным вознаграждением респондентов. Исходная методика подразумевает оценку нескольких десятков рисков по фиксированному набору характеристик, что требует значительных временных затрат (не менее часа), обычно неприемлемых для онлайн-опросов. Предлагается использовать «разделенный» дизайн анкеты, где респонденту предъявляется только часть рисков, что существенно снижает нагрузку на респондента. Результаты, полученные по «разделенной» анкете (N = 220), в целом соответствуют данным онлайн-опроса на студенческой выборке (N = 91): хотя имеются отдельные различающиеся «профили» рисков, выявленные факторы восприятия опасных объектов очень похожи, а позиции рисков в двухмерном пространстве достаточно близки. Несмотря на наличие недостатков использования «разделенной» анкеты (необходимость большего числа респондентов, трудности в анализе данных на уровне респондентов), в статье дается осторожная рекомендация использовать этот формат в онлайн-опросах.

Ключевые слова


риск; восприятие риска; психометрическая парадигма; разделенный дизайн анкеты

Литература


Fricker S., Galesic M., Tourangeau R., Yan T. An Experimental Comparison of Web and Telephone Surveys // The Public Opinion Quarterly. 2005. Vol. 69. No. 3. P. 370–392.

Некрасов С.И. Сравнение результатов онлайн- и оффлайн-опросов (на примере анкет разной сложности) // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 2011. № 32. C. 53–74.

Couper M., Traugott M., Lamias M. Web Survey Design and Administration // Public Opinion Quarterly. 2001. Vol. 65. No. 2. P. 230–253.

Couper M., Zhang Ch. Helping Respondents Provide Good Answers in Web Surveys // Survey Research Methods. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 49–64.

Lindeman M., Verkasalo M. Measuring Values with the Short Schwartz’s Value Survey // Journal of Personality Assessment. 2005. Vol. 85. No. 2. P. 170–178.

Ponsi G, Panasiti M., Aglioti S., Liuzza M. Right-wing Authoritarianism and Stereotype-driven Expectations Interact in Shaping Intergroup Trust in One-shot vs Multiple-round Social Interactions // PLoS ONE. 2017. Vol. 12(12). No. e0190142.

Быков А.В. Метод факторных виньеток и шкала самооценки альтруизма: сравнение онлайн- и офлайн-опросов // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 2014. № 39. C. 62–98.

Göritz A.S. Incentives in Web Studies: Methodological Issues and a Review // International Journal of Internet Science. 2006. Vol. 1. No. 1. P. 58–70.

Adams L., Gale D. Solving the Quandary Between Questionnaire Length and Response Rate in Educational Research // Research in Higher Education. 1982. Vol. 17. No. 3. P. 231–240.

Bean A., Roszkowski M. The Long and Short of It: When Does Questionnaire Length Affect Response Rate // Marketing Research. 1995. Vol. 7. No. 1. P. 21–26.

Bizumic B., Duckitt J. Investigating Right Wing Authoritarianism with a Very Short Authoritarianism Scale // Journal of Social and Political Psychology. 2018. Vol. 6. No. 1. P. 129–150.

Slovic P. Perception of Risk // Science. 1987. Vol. 236. P. 280–285.

Slovic P. Perceptions of Risk: Reflections on the Psychometric Paradigm // Social Theories of Risk / Ed. S. Krimsky, D. Golding. London; New York: Praeger, 1992. P. 117–152.

Slovic P. The Perception of Risk. London: Earthscan, 2000.

Adigüzel F., Wedel M. Split Questionnaire Design for Massive Surveys // Journal of Marketing Research. 2008. Vol. 45. No. 5. P. 608–617.

Fishhoff B., Slovic P., Lichtenstein S., Read S., Combs B. How Safe Is Safe Enough? A Psychometric Study of Attitudes towards Technological Risks and Benefits // Policy Sciences. 1978. Vol. 9. P. 127–152.

Fox-Glassman K., Weber E. What Makes Risk Acceptable? Revisiting the 1978 Psychological Dimensions of Perceptions of Technological Risks // Journal of Mathematical Psychology. 2016. Vol. 75. P. 157–169.

Bronfman N., Cifuentes L. Risk Perception in a Developing Country: The Case of Chile // Risk Analysis. 2003. Vol. 23. No. 6. P. 1309–1324.

Ohtsubo H., Yamada Y. Japanese Public Perceptions of Food‐Related Hazards // Journal of Risk Research. 2007. Vol. 10. No. 6. P. 805–819.

Siegrist M., Keller C., Kiers H. Lay People’s Perception of Food Hazards: Comparing Aggregated Data and Individual Data // Appetite. 2006. Vol. 47. No. 3. P. 324–332.

Bassarak C., Pfister H.-R., Böhm G. Dispute and Morality in the Perception of Societal Risks: Extending the Psychometric Model // Journal of Risk Research. 2017. Vol. 20. No. 3. P. 299–325.

Гаврилов К.А. Ответственность как аспект восприятия риска: возможность эмпирического изучения // Социология и общество: социальное нера¬венство и социальная справедливость (Екатеринбург 19–21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: РОС, 2016. С. 2659–2667.

Мечитов А.И., Ребрик С.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 3. С. 87–95.

Rodionova N., Vinsonneau G., Rivière S., Mullet E. Societal Risk Perception in Present Day Russia // Human and Ecological Risk Assessment: An International Journal. 2009. Vol. 15. No. 2. P. 388–400.

Oliveira E., Baldi V. Perception of Risk and Precautionary Behavior in CyberSecurity: Hints for Future Research // Proceedings of the Digital Privacy and Security Conference. 2019. P. 28–38.

Vriens M., Wedel M., Sandor Z. Split-questionnaire Designs: A New Tool in Survey Design and Panel Management // Marketing Research. 2001. Vol. 13. P. 14–19.

Raghunathan T., Grizzle J. A Split Questionnaire Survey Design // Journal of the American Statistical Association. 1995. Vol. 90(429). P. 54–63.

Revilla M., Ochoa C. Ideal and Maximum Length for a Web Survey // International Journal of Market Research. 2017. Vol. 59. No. 5. P. 557–565.

Finding the Correct Survey Length. URL: http://fluidsurveys.com/university/ finding-the-correct-survey-length/ (date of access: 19.07.2019).

Marris C., Langford I., Saunderson T., O’Riordan T. Exploring the «Psychometric Paradigm»: Comparisons between Aggregate and Individual Analyses // Risk Analysis. 1997. Vol. 17. P. 303–312.

Siegrist M., Keller C., Kiers H. A New Look at the Psychometric Paradigm of Perception of Hazards // Risk Analysis. 2005. Vol. 25. No. 1. P. 211–222.

Зангиева И.К. Проблема пропусков в социологических данных: смысл и подходы к решению // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 2011. № 33. C. 28–56.


Ссылки

  • Ссылки не определены.