Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин

Татьяна Александровна Гурко

Ссылка при цитировании


Гурко Т. А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин. — Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 2. C. 65-80. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410.

Аннотация


В статье анализируются установки юношей и девушек на базе исследования 1408 старшекурсников специалистов различных направлений подготовки в возрасте 20–24 лет, которое проведено в конце 2018 г. в Москве и Ставрополе. Результаты обработаны в IBM SPSS Statistics-23. Установлено, что взгляды студентов на социальные роли мужчин и женщин различаются по полу, причём в большей мере в публичной сфере, нежели в семейной сфере и каждодневных практиках. Результаты отличны от ряда западных стран, где установки юношей и девушек обычно расходятся в частной, а не публичной сфере. Большинство студентов планируют иметь детей (85% юношей и 90% девушек), и более половины из них – двоих детей. Не более одного процента юношей и девушек можно отнести к «чайлд-фри» или «чайлд-хейт».

Вопреки гипотезе студенты – и юноши, и девушки – высоко оценивают возможности мужчин выполнять отцовскую роль и редко придерживаются эссенциалистского взгляда на родительство. Среди юношей чаще выражена установка на детоцентризм, нежели среди девушек. Установка на родительскую вовлечённость практически не различается по полу. Студенты признают, что родительство – это ответственная и трудная работа, требующая напряжения и значительных затрат времени и сил. По большинству изучаемых переменных наиболее дифференцирующими являются религиозная и этническая идентичности студентов. Это касается поддержания традиции патрилинейности (намерения девушек взять фамилию мужа после заключения брака), репродуктивных планов, установок на распределение супружеских ролей, детоцентризм и эссенциалистские взгляды в сфере родительства. В статье выделены социальные группы студентов – юношей и девушек, поддерживающих взгляды, представляющие факторы риска с точки зрения успешности будущего брака.


Ключевые слова


студенты; пол; этническая / религиозная идентичность; социальные роли; репродуктивные установки; родительство; детоцентризм; эссенциализм

Полный текст:

PDF

Литература


Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН 2008. 325 с.

Гурко Т. А., Мамиконян М. С. Установки студентов в брачно-семейной сфере и отношениях между полами // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 192–226.

Гурко Т. А., Мамиконян М. С., Бийжанова Э. К. Исследования гендерной идеологии молодёжи: обзор зарубежных работ // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 2 (в печ.).

Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. 110 с.

Женщины и мужчины России. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 208 с.

Женщины и мужчины России. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 241 с.

Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. M., 2017. 261 с.

Тарченко В. С., Бийжанова Э. К. Исследования брачно-семейных представлений студенческой молодёжи: обзор российских работ // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. С. 50–55. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.7.

Andrade C. Adaptation and Factorial Validation of the Attitudes Toward Gender Roles Scale // Paidéia. jan-apr. 2016. Vol. 26. № 63. P. 7–14. DOI: 10.1590/1982-43272663201602.

García-Cuetoa Ed., Rodríguez-Díaza F. J., Bringas-Molledaa C., López-Ceperob J., PaínoQuesadac S., Rodríguez-Francob L. Development of the Gender Role Attitudes Scale (GRAS) amongst young Spanish people // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2015. Vol. 15. P. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijchp.2014.10.004.

Grunow D., Begall K. and Buchler S. Gender ideologies in Europe: A multidimensional framework // Journal of Marriage and Family. 2018. Vol. 80. № 1. P. 42–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jomf.12453.

Liss M., Schiffrin H. H., Mackintosh V. H., Miles-McLean H., Erchull M. J. Development and Validation of a Quantitative Measure of Intensive Parenting Attitudes // Journal of Child and Family Studies. 2013. Vol. 22. № 5. P. 621–636.

Petrovic J. S., Zaharijevski D. S. Students’ Perception of Marriage, Family and Parenthood in the Light of Religious Identity and Religious Tolerance: a Comparative Perspective // Collection of papers of the faculty of philosophy of the faculty of philosophy. University of NIŠ. 2015. Vol. XLV. № 3. P. 3–26. DOI: 10.5937/zrffp45-9130.




DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410

Ссылки

  • Ссылки не определены.