Профессиональная идентичность учителей как предмет теоретической рефлексии

Галина Игоревна Чикарова

Ссылка при цитировании


Чикарова Г. И. Профессиональная идентичность учителей как предмет теоретической рефлексии / // Гуманитарий Юга России, 2019. Том. 8. № 3. C. 77-90. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.3.7.

Аннотация


Статья посвящена результатам критического анализа социологической литературы, в которой рассматриваются различные аспекты профессиональной идентичности российских учителей. Речь идет в первую очередь о факторах формирования профессиональной идентичности учителей, ценностях в структуре профессиональной идентичности, влиянии реформ в сфере образования и трансформаций трудовых отношений на формирование профессиональной идентичности учителей. Критический анализ социологической литературы позволил сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, связанных с изучением профессиональной идентичности учителей, еще не был предметом социологических исследований. Среди данных вопросов можно выделить профессиональные ценности, мотивы и установки российских учителей в эпоху становления цифрового общества, профессиональную идентичность особой когорты профессионального сообщества школьных учителей – молодых учителей, а также динамику профессиональной идентичности учителей в зависимости от профессионально-трудового стажа. Кроме того, установлено, что в научно-исследовательских практиках отсутствует социологический инструментарий, позволяющий изучать данные вопросы.


Ключевые слова


профессиональное сообщество школьных учителей; молодые учителя; профессиональная идентичность; факторы формирования профессиональной идентичности; социализация; адаптация

Полный текст:

PDF

Литература


Бармин Н.Ю., Шакурова А.В. Профессиональная идентичность современного учителя // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 12–17.

Богданова Т.В. Анализ профессиональной идентичности современного российского учителя // Личность в пространстве и времени. 2015. № 5. С. 31–42.

Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 2. С. 122–138.

Волков Ю.Г., Войтенко В.П., Воденко К.В., Глушкова С.А., Денисова Г.С., Лубский А.В., Сериков А.В. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2016. 244 с.

Воронина Е.В., Ельцова А.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 178–180.

Гладкая И.В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.

Грязнова О.С., Магун В.С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53–73.

Данзанова П.Г. Трансформация социально-профессиональных характеристик учительства: экспертные оценки родителей учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 14. С. 149–153.

Зеленова М.Е., Барабанова В.В. Гендерная и профессиональная идентичность учителей // Личностная идентичность: вызовы современности : материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2014.

Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реальность // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100–106.

Змияк К.В. Характеристика управленческой деятельности в муниципальных школах в контексте трансформации системы образования (на примере г. Ростова-на-Дону) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 256–261.

Истомина А.Г., Обременко O.A. Профессиональная идентичность учителей: конструирование позитивной и негативной свободы // Профессии социального государства / науч. ред. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. М. : Вариант, ЦСПГИ, 2013. С. 159–178.

Казакова И.Р. Социокультурный тип современного учителя : дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород : ННГУ, 2004.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9, № 2. С. 137–153.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 36–67.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Социетальные аспекты профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе // Общество и экономика. 2017. № 3–4. С. 176–183.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю., Агрызкова Ю.К. Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5, № 3. С. 72–87.

Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013. № 1. С. 28–34.

Лубский А.В. Методология социального исследования. М. : ИНФРА-М, 2017. 154 с.

Лубский А.В. Методология региональных исследований. М.: ИНФРА-М, 2019. С. 140–157.

Лучкина Т.В. Пути становления професcионализма молодого учителя в современной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2012.

Лучкина Т.В. Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 6. С. 32–37.

Полывянная М.Т. Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы : автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2008. 26 с.

Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества / Л.В. Клименко, О.С. Мосиенко, О.А. Нор-Аревян, О.Ю. Посухова. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2018. 200 с.

Реньш М.А., Лесик А.В. Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). Режим доступа: http://psystudy.ru.

Сериков А.В., Бедрик А.В., Дьяченко А.Н. Специалист в сфере национальных и религиозных отношений: институционализация профессиональной и образовательной подготовки // Известия Южного федерального университета. 2017. № 12. С. 111–116.

Синякова М.Г., Шнейдер Л.Б. Эмпирическое изучение характеристик и типов профессиональной идентичности городских педагогов // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 1. С. 48–61.

Хошимова Н.М., Тагоева С.М. Трудности и недостатки в профессиональной деятельности начинающих учителей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. № 1.

Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2008.

Шакурова А.В. Вызовы современности и формирование профессиональной идентичности педагога // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1. С. 118–123.

Шакурова А.В. Организационная культура образовательного учреждения (ОУ) как социально-психологический регулятор и инструмент формирования профессиональной идентичности учителей и трудовой мотивации выпускников школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6. С. 457–462.

Шевченко О.А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 7. С. 16–20.

Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 115–120.

Щеткина И.А., Захарова Е.Ю., Окунева Н.И. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4. С. 191–197.




DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.3.7

Ссылки

  • Ссылки не определены.