Этос консюмеризма в контексте политической деидеологизации современной российской молодёжи

Константин Викторович Воденко, Сергей Сергеевич Черных, Александр Константинович Викулов

Ссылка при цитировании


Воденко К. В., Черных С. С., Викулов А. К. Этос консюмеризма в контексте политической деидеологизации современной российской молодёжи / // Гуманитарий Юга России, 2019. Том. 8. № 3. C. 41-51. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.3.4.

Аннотация


В статье рассматривается этос консюмеризма в качестве политической деидеологизации российской молодёжи в условиях экспансии ценностей потребления и ведущих трендов глобального развития. В данной связи социально-политические ориентации современной российской молодёжи были проанализированы сквозь призму институционализации потребления и превращения его в важный фактор политики. Отмечается, что потребление в молодёжной среде выступает в различных формах, в том числе досуга, оно играет существенную роль в формировании социальной идентичности и переживании подрастающим поколением свободы самовыражения. В заключение статьи делается вывод о том, что этос потребления довольно сильно укоренился в общественном сознании молодых россиян, а само массовое потребление приобрело характер ключевой социальной ценности, что может даже привести к обратной реидеологизации  молодёжи и протестным настроениям в случае резкого либо длительного сокращения доступа к нему.

Ключевые слова


этос консюмеризма; общество потребления; деидеологизация; реидеологизация; молодёжь; конформизм; классовый компромисс; поздний капитализм; свобода сети Интернет

Полный текст:

PDF

Литература


Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

Викулов А.К. Социально-политические ориентации российской молодёжи: особенности формирования и развития в обществе потребления. М. : Русайнс, 2016. 126 с.

Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. 14, № 2. С. 3–40.

Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Потребление и досуг молодёжи в России // Россия и Китай: молодёжь XXI века. М. : Новый хронограф, 2014. С. 149–169.

Лукьянов В.М. Опыт аксиологического исследования общества потребления. Воронеж: ВГПУ, 2010. 120 с.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический проект, 2002. 880 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

Тощенко Ж.Т. Гражданское общество как объект социологии жизни // Гуманитарий Юга России. 2016. № 5. С. 50–62.

Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. СПб. : Наука, 2010. 448 с.

Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М. : Праксис, 2007. 208 с.

Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М. : Центр социологического прогнозирования и маркетинга, 2013. 93 с.




DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.3.4

Ссылки

  • Ссылки не определены.